Автор Светлана Щелкунова
светлана щелкунова
ТЁТУШКА СОВА
Всё начинается с полёта. На самолёте. Или на поезде. Или на конфете, или бутерброде – кому что нравится.
Но после полета на бутерброде в небе остаются крошки.
А значит, небо надо пропылесосить.
Как? Пересесть на пылесос и лететь уже на нём, пылесосить небо, солнце, звезды, не забывая самые дальние.
Потом птичками приземлиться на полянку.
И начинается сказка.

Так проходят занятия Тётушки Совы или Светланы Щелкуновой.
Как они устроены? Почему не менее важны, чем занятия музыкой или английским?
Почему ребенку необходимо не только услышать, прочесть, увидеть сказку, но и стать её частью?
И кто же она такая, Тётушка Сова?
светлана щелкунова

ТЁТУШКА СОВА

Всё начинается с полёта. На самолёте. Или на поезде. Или на конфете, или бутерброде – кому что нравится.
Но после полета на бутерброде в небе остаются крошки.
А значит, небо надо пропылесосить.
Как? Пересесть на пылесос и лететь уже на нём, пылесосить небо, солнце, звезды, не забывая самые дальние.
Потом птичками приземлиться на полянку.
И начинается сказка.

Так проходят занятия Тётушки Совы или Светланы Щелкуновой.
Как они устроены? Почему не менее важны, чем занятия музыкой или английским?
Почему ребенку необходимо не только услышать, прочесть, увидеть сказку, но и стать её частью?
И кто же она такая, Тётушка Сова?
4 1

Как началась сказочная жизнь?

В своё время Светлана была учительницей. Но ушла из школы, поняла: она не может заниматься всякими бумажками, а главное – не способна кричать на учеников. Дала себе слово, что больше не будет работать с детьми.

С той поры у Светланы было много мест работы. И одно любимое увлечение – сказки. Еще в советские времена она занималась во Дворце пионеров – Аничковом дворце на берегу Фонтанки, в клубе «Дерзание». Писала рассказы, а когда выросла, стала сочинять сказки для своих детей. Некоторые из них стали книгами: «Королевские сказки»», «Сказки про Асю Басину, Басю Асину, мальчика Гошу и попугая Экошу», «Вилли Бу и ещё кое-кто».

Светлана была и арт-директором клуба, и няней, и журналистом. Некоторое время работала в фирме, вроде бы занятой благой целью. Но заболела, попала в больницу, а когда вышла узнала, что уволена. Осталась без работы с двумя детьми.
«Сейчас я благодарна Богу и руководству той фирмы, что так случилось. Тогда мне это казалось полным крушением. Но я стала перебирать варианты и поняла: хочу работать на себя, и чтобы работа была любимой. А что я люблю больше всего на свете?! Детей и сказки. Только чтоб дети были не в школе и никаких бумажек и проблем с дисциплиной. Так появилась идея сочинять сказки вместе с детьми. И одновременно в них играть. Я разработала свои первые занятия и предложила в один детский центр. Так вот и начались моя сказочная работа и моя сказочная жизнь».

Кто такая Тётушка Сова?

Тётушка Сова, Светлана-Матильда Щелкунова. Родилась в Ленинграде. Окончила Педагогический университет имени Герцена. Писатель-сказочник, драматург, член Союза писателей СПб, член Гильдии драматургов СПб, лауреат международного конкурса «Сказка сегодня» и литературной премии «Жемчужное зерно», автор пьес, которые ставились в кукольном театре на сцене театра «Мимигранты», и в театрах других городов. Член Экспертного совета СПб по работе с одарёнными детьми. Преподавала в литературной мастерской образовательного центра «Сириус» и Академии Талантов.
Авторская программа совместного с детьми придумывания сказок, которую разработала Светлана, в 2017 году участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе и получила грант Льва Семеновича Выготского. Мама двоих талантливых детей и одного чудесного внука Емельяна Ивановича.
4 1

Вася, ты хочешь летать или плавать?

Мои занятия начинались с малышовых групп. Первые занятия – «Совиные сказки-придумки» – по сути были экспериментом. Они начались лет девять назад, и все эти годы я нащупывала то, что детям интересно. И отсеивала ненужное.

Например, сейчас больше физических разминок. Раньше мы много сидели на ковре, но дети на ковре долго не усидят. Им и на уроке-то 45 минут сидеть многовато. Поэтому в сказку обязательно включены разминки, движения, бегательные игры.
Как входят в сказку? Под зонтиком. Каждый ребенок, по очереди, берет в руки прозрачный зонтик. Зонтик – маленький домик, личное пространство, в котором не страшно говорить. И начинается сказочная разминка.

– Вася. Ты хочешь ехать, плыть, лететь?

Обычно Вася хочет лететь. Он высоко в небе. Все остальные – внизу, маленькие. Кричат снизу: «Ва-ся!» Вася слышит и машет рукой. Потом надо узнать, на чём летит Вася. На зайце, на чемодане, на ложке.

Иногда Вася плывет по морю на корабле, чемодане, на дельфине или коте. Тогда все помогают сделать море: «Шшшшш, слышит, как оно шумит?» Обязательно прилетают чайки, кричат – все помогают им покричать.

Потом море стихает, чемодан причаливает к берегу, и Вася рассказывает свою историю.

Но в начале занятия всегда есть и общие полеты. Взявшись за руки цепочкой, на зонтике. Потом на самолете, потом на поезде, поднимаясь по облакам, как горкам. Потом предмет для полёта становится самым неожиданным, хотя и привычным. Ложка, котлета, бутерброд. Бутерброд может засорить крошками небо. Тогда приходится полетать на пылесосе и пропылесосить облака. А так как высоко-высоко, над облаками звёзды, можно пропылесосить и помыть самую далекую звезду. И, заодно пропылесосить уши, чтобы слышали, глаза, чтобы хорошо видели, нос, чтобы был без соплей. И обязательно язык – слова должны быть красивыми.

Когда всё стало чистым, можно птичкам приземлиться на полянку. И начинается сказка.

Возраст для сказки

Обычный возраст детей Тетушки Совы – от 3 до 9 лет. Иногда родители хотят привести совсем маленьких – два, два с половиной года. Светлана считает, что не стоит. Не потому, что они недостаточно умны. Иногда и к трем годам ребенок умеет читать и считать. А вот общаться с другими детьми еще как следует не научился. Он замкнут на себе, например, не понимает, что надо, отдать игрушку другому ребенку. Да и темы сказок бывают сложны для таких малышей. А вот у себя дома мама или папа, бабушка или дедушка сами определяют, во что играть с ребёнком, как его заинтересовать, к чему привлечь. Главное – не заставлять.

Зато верхней границы нет. Занятия в школе (теперь Тетушка Сова уже не боится школы), в «Сириусе», в Академии Талантов показали, что путь в сказку не закрыт даже подросткам. И даже взрослым! Когда проводили семинары для взрослых участников, дяди и тёти становились пиратами и слонами, лесными зверями и принцессами, отнимали друг у друга игрушки, летали на бутерброде, и т.д. – с не меньшим удовольствием, чем дети.
4 1

В сказке можно показать язык. А дракона убить нельзя

К сказке нужно приготовиться. Сделать большие-большие глаза. Ещё-ещё больше, чтобы сказка в них поместилась. Поморгать. Проверить носы. И показать языки.
Как-то раз одна девочка чуть не заплакала:
- А мне дома не разрешают показывать язык.
- Но мы же в сказке. Здесь можно! Мы ведь готовим языки, чтобы они нам рассказали сказку.
Потом ребята берут игрушки – игрушек заготовлен целый чемодан. И начинается сказка.

Сюжетная линия уже придумана Тётушкой Совой. Но у сказки свои законы. Сюжет может меняться, а может оставаться задуманным. Например, это может быть путешествие котов. Они идут, преодолевают опасности, помогают друг другу. Заодно спасают мир.

Очень часто в сказках попадаются драконы и принцессы. Дракон утащил принцессу, чтобы выдать замуж за своего сына. Очень важно, чтобы конец сказки был не только хорошим, но и ненасильственным. Дракона нельзя убить мечом-кладенцом – в сказках Тётушки Совы никто не умирает. Зато можно заколдовать-заморозить плохого персонажа мячом-леденцом – волшебным мягким мячиком. И когда он исправляется, дракона надо простить, разморозить.

Но не менее важно, чтобы похищенная принцесса не пасовала перед драконом. Чтобы, когда он поставит её перед выбором: за какого моего сына ты хочешь выйти, за зеленого или оранжевого, она бы ответила – ни за какого. Если же принцесса ответит: «Вот за этого», – сказку придётся срочно перестраивать. Соглашаться с похитителями – нельзя.
Раньше, в архаичном социуме, детей учили послушанию любому взрослому. Сегодня, в нашем неспокойном мире, не менее важны уроки непослушания, несогласия с чужой волей. Тебе приказали с кем-то идти, а ты говоришь: не пойду! Уже потом ребенку подробно объяснят, как себя вести, если на улице к нему пристал незнакомец. Но с самого раннего детства надо усвоить: похищать, насильно выдавать замуж – нельзя.

Я часто завожу детей в тупик сюжетами своих сказок. Чтобы они сами нашли выходы, перебрали все варианты. Естественно, с детьми, которые постарше. Например, ведьма превратила принца в лягушку. Что надо делать? Не все знают, что – поцеловать. И что делать, если поцеловал, а он, уже поцелованный принц, снова в лягушку превращается? Ведь злая ведьма не дремлет. Или героям надо перебраться через речку. А они плавать не умеют. Опять разные варианты.

Конечно же, в сказках часто есть герой-помощник: фея, волшебник, лесовичок, которого нет в жизни. Но в сказке, и в жизни, волшебника ребенок должен найти в себе.

Она только притворяется тётенькой

Почему сова? Я очень люблю сов. У моего знакомого когда-то давно была сова, его звали Плюх. Я просто влюбилась в это создание. И решила: я тоже сова. У меня два помощника-совёнка – Плюх и Плюшка. Перед началом каждой сказки они здороваются с детьми: «Привет, давай ручку!» Если ребенок не хочет, чтобы с ним здоровались, Плюх говорит: «Ой, мальчик живой!» И отпрыгивает, смешит малыша.

Я так научилась входить в образ Совы, что очень часто дети верят, будто я – сова по-настоящему. Например, загородный лагерь, подходит ребенок. Спрашивает: «А ты сейчас можешь в сову превратиться?» Отвечаю: «Только ночью.» – «А во сколько?» – «В три часа». – «Я приду, проверю». К счастью, не пришел.

Другой мальчик. Его мама потом мне рассказала (а родители часто хотят присутствовать на занятии): сын объясняет шёпотом новенькому: «Это на самом деле сова. Она только притворяется тётенькой»
4 1

Сказка и реальность

Иногда меня обвиняют, что я увожу ребёнка от реальности в сказочный мир, и потом ему будет сложно жить в обычном мире. Но ребенок сам прекрасно понимает, где сказка, а где – не сказка.

Например, у нас есть и такая история: «Мы штаны и рубашки, мы стираемся в стиральной машине». Потом говорю: «Вы понимаете, что вы не бельё, что вы на самом деле не полезете в стиральную машину?» Я всегда делаю на этом акцент. И у меня не было ни одного ребёнка, который бы не понял, что сказка окончена. И что он, ребёнок, не может летать на пылесосе или стираться в стиральной машине.

У сказки есть начало. Но есть и конец, и он не менее важен. Ребенок должен понимать: сказка закончилась. Осталось волшебное послевкусие, радость, ощущение того, что ты только что сотворил маленькое чудо. Ты был самолётом, а теперь – не самолёт. Просто, об этом помнишь.

Выключи лампу – сказка заснёт

В каждом доме найдутся волшебные предметы, которые помогут попасть в сказку - лампа, зонтик, плюшевый медвежонок, ручка от невидимой двери. Этот переход - тайна между родителями и ребёнком. Вот они включили лампу, сказали волшебное слово. И начали сказку. Выключили лампу. Пора ложиться спать. Сказка закончилась.
Есть и другая проблема. Пришёл ребёнок с лепки – у него игрушечка слеплена. Пришёл с английского – сказал маме столько-то новых слов. У меня такого сиюминутно-ощутимого, осязаемого результата нет.

Ребёнок меняется, но не все это замечают. А если замечают, то, бывает, не сразу. Например, то, что ребенок научился преодолевать страхи. А ведь у нас есть цикл сказок, посвящённых борьбе со страхами, и он очень полезен детям. К сожалению, такие, глубоко личные победы заметны не сразу. Особенно, когда родители много работают, заняты, устают... 

Сказка, рассказанная самим ребёнком, учит не только не бояться и не соглашаться с драконом. Прежде всего, это развитие речи, умение высказать свою мысль. Если ребята говорят слишком кратко и бесцветно, я останавливаю. Учу говорить так, чтобы было интересно тем, кто рядом. Учу подбирать красивые слова.

Сказка – это и фантазия, и креативное мышление, и ролевая игра, и урок общение с другими детьми. Одно дело – прочитать сказку, увидеть её на экране. Другое дело – разыграть, и, главное, не в одиночку. Такие умения не даст ни кружок музыки, ни кружок английского.

Совместная сказка помогает детям наладить общение. Между детьми домашними и «садиковскими» разница видна сразу. Домашние – замкнутые, все время в себе. Или наоборот, не способны никого слушать, кроме себя. Шумят, носятся, иногда агрессивны к другим детям. Я учу тех, кто скромный и робкий, вылезти из своей скорлупы. А других – чтобы они дали и другим поговорить. Все услышали тебя – хорошо. Пусть теперь услышат соседа.

Я не считаю, что сказка уводит от действительности. Этой действительности дети нахлебаются по самые уши. Ещё успеют. У них уже с детского садика тренировки, подготовки, занятия, их голова – перегружена. Сказка не требует заучивания гаммы, это – разгрузка для мозга и для души.
4 1

Учиться играть в игрушки

Сознание современных детей наполнено компьютерными играми. Это не осуждение, а факт. Однажды Светлана зашла в храм с внуком. Говорила с ним про ад и рай. Емельян Иванович радостно воскликнул: «Да, я знаю, это всё в «Майнкрафте» есть!»
Бывает так: под зонтиком дети раз за разом выдают истории на основе популярной игры. Но на шестой или седьмой разминке ребёнок начинает собственную, маленькую историю. Она может показаться кому-то взрослому корявой и малоинтересной. Но для меня это победа. Победа фантазии над навязанными правилами.  

Отнимать у ребенка комп или планшет нельзя, невозможно и не нужно. Но нужно, чтобы ребёнок знал: есть не только это. Он может сотворить свой маленький сказочный мир. И поделиться с другими людьми.

При этом в мире высоких технологий, гаджетов, больших скоростей и всеобщей спешки я вижу у детей совершенно естественный голод по сказкам.

Когда я вела занятия в «Сириусе», то немного волновалась – ведь контингент был старше моего привычного. Это уже не дети, подростки. Ничего, взяли в руки игрушки и стали создавать сказки. Правда, более сложные, чем в семилетнем возрасте.

Так же было недавно на фестивале в Тарту. Дети в школе меня просто засыпали сказками. В перерыве, между выступлениями подходили и рассказывали, что придумали сию минуту, прямо с ходу.

Сейчас дети часто не умеют играть в игрушки. Современные родители не могут им помочь, потому что сами выросли в компьютерную эпоху. И с ними их родители тоже не играли. Но ведь совместное придумывание сказки, когда ребенок и родитель садятся на пол, на ковёр, на диван, берут в руки игрушки и играют, может многое дать и тому, и другому. Помочь разобраться, научить, разъяснить.

Юный сказочник Андрюша

Иногда сказка может и исцелить, и открыть талант. Например, Андрюша. Он был очень замкнут, не мог оставаться без мамы в прямом смысле слова. Мама водила Андрюшу на кружки. Проблема в том, что родителям на них присутствовать не разрешалось. Он хотел петь, пришли на хор, но маму попросили выйти. Андрюша замер, даже не шевелился. Руководитель испугалась – ребёнок в ступоре, моргнуть не может.

А на моих занятиях родителям быть не просто разрешено, это даже приветствуется. Андрюшина мама всегда была с ним, сидела, держала за руку. И со временем Андрюша стал придумывать истории. Такие сказки, что мне кажется, взрослые придумать не могут. Я старшим детям в «Сириусе» читаю эти истории. Он сейчас во 2-м классе, занимал первые места на конкурсах, со своими сказками и стихами. Например, когда в США издавали детский международный сборник, включили его сказки.
4 1

Для чего это Тётушке Сове?

У нашего литературного клуба «Дерзания» во Дворце пионеров был гимн с таким припевом:

«В литераторы пускай не выйдем мы,
Но не станет серым и обыденным,
Мир однажды по-другому виденный,
Однажды».

И эти слова я отношу к своей нынешней работе. Её смысл и моя (прошу прощения за пафос) миссия не в том, чтобы дети стали писателями. Мне хочется, чтобы они поняли: мир не обыденный. В нём много чудесного, волшебного, прекрасного. И они сами могут сделать его таким.

Говорят, что сейчас эпоха потребления. От неё не скрыться. Но мне хочется, чтобы было больше творцов. Чтобы каждый не стыдился и умел творить. А с чего начинать?! Конечно же, со сказки!

В любую погоду: в снег, дождь, метель я иду к детям со своим волшебным, расписным чемоданом. Он – как щит. А сказочный зонт – моё копьё. Иногда я ощущаю себя рыцарем, который сражается с пошлостью и обыденностью. Рыцарем, который спасёт и увезёт в Страну Сказки. Иногда чувствую себя кем-то средним между Оле Лукойе и Мэри Поппинс.

Но всё-таки я – та самая Тётушка Сова, что летает над городом, собирает сказки, и потом дарит детям. И если после моих занятий хотя бы один ребёнок почувствовал себя счастливым, и смог подняться над обыденностью, моя миссия – выполнена.
4 1

Волшебная лавка Тётушки Совы

В моих группах всегда не много детей. Это намеренно. Это необходимо, чтобы каждый из ребят стал полноценным участником сказки, а не зрителем и слушателем. Поэтому толпы под моим зонтиком не будет никогда.

Плюсы такого камерного подхода очевидны. Есть и минус – не всем будет доступна моя сказка, даже в нашем городе, в Санкт-Петербурге. А ведь есть и другие города, и в России, и в других странах. Меня часто приглашают. Но, как правило, приехать не могу.

Поэтому и нужен волшебный мостик между мной и родителями – такой вот сказочный сайт. Волшебная лавка, в которую может заглянуть любой человек, где бы он ни находился. Я считаю, что то, что делаю я, – создаю сказку вместе с ребёнком, – под силу каждой маме и бабушке, каждому папе и дедушке. Волшебные лампы, волшебные двери, игрушки есть в любом доме. И сказочники тоже есть, просто они ещё об этом не знают. Или просто ещё не пробовали.

Все фотографии предоставлены из личного архива Светланы "Тетушки Совы" Щелкуновой

Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от {{product.formated_min_price}}